Сенсорная интеграция

Наша нервная система постоянно получает информацию от органов чувств. Системы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярный аппарат посылают в мозг сигналы, помогающие нам формировать картину происходящего и правильно реагировать. Мы отдергиваем руку от горячего, отказываемся от еды с неприятным запахом, делаем нужные движения, чтобы придать телу безопасное положение при потере равновесия. Это и называется сенсорной интеграцией.

У детей с правильным сенсомоторным развитием эти процессы происходят автоматически. При отклонениях от нормы возникают проблемы со здоровьем, поведением и сложности в обучении. Сенсорная интеграционная терапия помогает их устранить. Её суть в том, что ребенку предлагается разнообразная двигательная активность, стимулирующая различные чувства.

Программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Терапия проходит в виде игры в сенсорном зале, оборудованном специальными приспособлениями и тренажерами. Малыш получает новые чувственные ощущения, позволяющие сбалансировать и развить эффективную обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Для кого?

Сенсорная интеграция нужна детям:

  • гиперактивным, имеющим синдром дефицита внимания
  • имеющим задержку психомоторного развития
  • имеющим трудности в обучении, например, детям с дисклексией, дискграфией, слабым сосредоточенным вниманием и т.д.
  • с расстройством аутического спектра
  • с диагнозом ДЦП
  • с заболеваниями генетического характера (синдром Дауна, Аспергера, Вильямса, Ретта и т.д.)
Сенсорная интеграция будет полезна, если ребёнок:
  • не любит прикосновения и объятья
  • чувствителен к свету и звукам
  • чувствителен к свету и звукам
  • часто спотыкается, ходит на цыпочках.
Результат занятий

Стимулируя работу всех органов чувств, сенсорная интеграционная терапия даст ребенку основу для дальнейшего успешного овладения сложными мыслительными операциями и правилами поведения. В будущем это поможет ему и в налаживании социальных контактов, и при обучении чтении и письму. По итогам занятий у ребенка улучшатся внимание и концентрация, мелкая и крупная моторика, зрительные и слуховые способности, он научиться лучше управлять своим телом.

Часто задаваемые вопросы
Как у ребенка проявляются проблемы с сенсорной интеграцией?
Нарушения сенсорной интеграции бывают разного вида:
  • Тактильная дисфункция – неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только на ощупь.
  • Вестибулярная дисфункция – гипер - или гипоинтенсивность движений, низкий тонус мышц, нарушения координации.
  • Проприоцептивная дисфункция – неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
  • Аудиальная дисфункция – повышенная реакция на громкие, резкие звуки или недостаточная реакция на звуки (не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, нуждается в частом повторении просьб, стихов). Оральные дисфункции – ест небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу или жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
  • Обонятельная дисфункция – чрезмерная реакция на запахи (отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах) или нехватка реакции (не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения).
  • Визуальная дисфункция – избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении или не различает формы, цвета, пишет задом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, испытывает трудности при обведении контура, сборе пазлов.
  • Артикуляционная дисфункция – не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, с трудом формулирует мысли устно и письменно, имеет невнятную речь, дислексию.
  • Социальная дисфункция – с трудом находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
  • Эмоциональная дисфункция – импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо работает индивидуально, а в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
  • Игровая дисфункция – не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
  • Дисфункция саморегуляции – раздражителен, суетлив, нуждается в дополнительных стимулах для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания).
  • Интроцепция (внутренняя регуляция) – непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
С какого возраста ребенку можно посещать сенсорную комнату?
Сенсорную комнату могут посещать абсолютно все дети: от малышей, только начинающих ходить, до подростков.
Что такое «Дом совы»?
В нашем Центре оборудован «Дом Совы» – сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов для развития сенсомоторной интеграции. Это оборудование разработано с участием специалистов центра «Логопрогноз», авторов нейродинамической гимнастики. Занятия в зале будут полезны всем детям без исключения, начиная с двухлетнего возраста. Они способствуют развитию физической активности, ловкости, укрепляют тело, делают его сильным, гибким и координированным.

Все снаряды выполнены из прочных современных материалов, оборудование сертифицировано.
Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных. Подробнее