Логопед – Дефектолог

Логопед – специалист, выявляющий и исправляющий различные дефекты речи.

Дефектолог – это коррекционный педагог, занимающийся обучением, воспитанием и адаптацией детей с особенностями психофизического развития. Дефектологи помогают детям с речевыми нарушениями, с недостатками зрения, с нарушениями слуха и с интеллектуальной недостаточностью.

Чтобы понять, какой специалист поможет ребенку, нужно сначала прийти на логопедическую консультацию. Специалист (логопед, дефектолог или нейропсихолог) определит характер проблем: проверит у ребенка дифференциацию звуков, фонематический слух и состояние речи, обследует анатомическое строение артикулярного аппарата, соберет анамнез развития, исследует психические особенности его состояния и поведения. На основе этих данных специалист определит, нужна ли ребенку помощь логопеда или дефектолога, составит персональную карту развития речи, расскажет о возможных трудностях в развитии, даст рекомендации и советы.

При необходимости ребенку назначат логопедический массаж. В нашем Центре логопеды делают два вида логопедического массажа – ручной и зондовый.

Для кого?

Помощь логопеда нужна, если ребенок в дошкольном возрасте:

  • не говорит после 1,5 лет, начал поздно говорить или «потерял речь»
  • гнусавит, заикается, говорит смазано, нечётко («каша во рту»)
  • неправильно употребляет суффиксы, предлоги, окончания, неверно строит предложения, говорит только части слов
  • переставляет, заменяет, пропускает, вставляет лишние слоги в слова
  • неправильно произносит более трёх звуков к 5 годам.
Логопед поможет школьнику, если он:
  • делает много ошибок при письме
  • смешивает буквы, обозначающие похожие звуки (С-Ш, З-Ж, Ч-Щ и т. д.)
  • пишет буквы зеркально
  • не удерживает строчку
  • пропускает, заменяет буквы при чтении
  • не понимает или плохо понимает прочитанное

Помощь логопеда-дефектолога нужна детям с задержкой речи, с моторной, сенсорной и сенсомоторной алалией, с заиканием, логоневрозом, ринолалией, дизартрией, а также особенным детям, которым поставлен диагноз:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • ранний детский аутизм
  • задержка психического развития
  • интеллектуальная недостаточность
  • детский церебральный паралич
  • глухота, частичная слуховая недостаточность
  • слепота, слабое зрение (в том числе монокулярное)

Центр также помогает взрослым, имеющим различные проблемы с речью.

Результат занятий
Часто задаваемые вопросы
Чем логопед отличается от логопеда-дефектолога?
Логопед занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи, то есть, помогает ставить правильно речь тем, у кого она уже есть. Кроме того, логопед помогает развить у ребенка мышление, восприятие, моторику, улучшить память и внимание.

Логопеды-дефектологи работают с детьми, имеющими различные трудности в развитии. Это, например, задержка психо-речевого развития, снижение слуха, аутические проявления и др. Дефектолог не только ставит речь, но и развивает высших психические процессы, корректирует поведение, обучает и помогает детям с особенностями психического и физического развития максимально адаптироваться к жизни в социуме.

В компетенцию дефектолога входят работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, задержку речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие, дислалию, заикание, дизартрию, дисграфию, дислексию, алалию, афазию и др.

В профессии дефектолога существуют специализации. Тифлопедагог занимается с детьми, имеющими проблемы со зрением. Сурдопедагог специализируется на нарушениях слуха, вплоть до полного его отсутствия. Олигофренопедагог работает с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
В каком возрасте ребенок должен хорошо говорить?
Существуют определенные возрастные нормы развития речи. Ориентируйтесь на них. Если в каком-то возрасте ребенок сильно отстаёт от нормы, это повод обратиться к специалистам.
  • С момента рождения – плач и крик.
  • 2-3 месяца – гуляние и лепет.
  • 9-10 месяцев – ребенок произносит первые слова и начинает понимать речь взрослых, но пока больше реагирует на интонации и ситуации.
  • 11-12 месяцев – ребенок начинает реагировать на сами слова независимо от ситуации и интонаций взрослого.
  • 1-1,5 лет – развивается ситуационная речь. Ребенок использует одни и те же слова, при этом смысл слов различается в зависимости от ситуации. Малыш искажает и путает звуки.
  • 1,5-2 года – понимание речи быстро улучшается. Увеличивается словарный запас, ребенок начинает строить фразы, использует слова в обобщенном, а не ситуационном смысле.
  • 2-3 года – словарный запас увеличивается до 300-1000 слов, формируется грамматический строй речи.
  • 3-5 лет – речь продолжает совершенствоваться, возможно неправильное произнесение отдельных звуков.
  • 5 лет – ребенок правильно произносит все звуки и корректно строит фразы.


Если вы хотите убедиться, что с речью вашего малыша все в порядке, приходите к нам. Специалисты Центра проводят диагностику речи и оценивают речевое развитие детей любого возраста.
С какого возраста нужно начать заниматься с логопедом?
Если до двух лет у ребенка не появилась речь или его словарь составляет не более 10 слов. Квалифицированный логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.

Ребенок старше 4 лет не произносит правильно некоторые звуки. К этому времени у него уже полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Ребенок начал заикаться – повторять первые звуки, слоги, слова.

Ребенок старше 6 лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
Для чего нужен логопедический массаж?
С помощью логопедического массажа можно исправить и полностью ликвидировать серьёзные речевые нарушения, начиная от заикания и заканчивая частичной и полной потерей речи. Он хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску, правильное произношение звуков.

Логопедический массаж обычно рекомендуется при следующих проблемах:
  • невнятное звукопроизношение
  • задержка речевого и психоречевого развития
  • повышенный и пониженный тонус челюстно-лицевых мышц
  • моторная алалия
  • различные нарушения голоса
  • повышенное слюноотделение
  • дислалия
  • дизартрия
  • ринолалия
  • затрудненное произношение звуков
Как проходит логопедический массаж? Что, если ребенку не понравится?
Специалисты Центра стремятся, чтобы логопедический массаж приносил удовольствие ребёнку. Важно снять психологическое напряжение и обеспечить хороший результат от упражнений. Занятия проводятся в игровой форме, в отдельном оборудованном помещении. Во время логопедического массажа применяется метод сказкотерапии – это позволяет вовлечь ребенка в процесс.

В нашем Центре логопеды применяют два вида логопедического массажа: классический ручной и зондовый (с использованием профессиональных инструментов, позволяющих прицельно стимулировать необходимые участки артикуляционного аппарата).
Имеет ли смысл обращаться к логопеду-дефектологу с ребенком до трёх лет?
Да, консультация и помощь логопеда-дефектолога может понадобиться ребенку в самые первые годы его жизни. Поводом для обращения могут быть следующие нарушения:
  • малыш от полугода и старше никак не реагирует на обращение
  • ребенок от 1 года и старше не произносит элементарных слов
  • ребенок старше 2 лет совсем не говорит
  • у ребенка нарушено чувство ритма
  • расстройство памяти, неспособность запоминать новую информацию и концентрировать внимание
  • мимические расстройства
  • нарушение глотательной функции
  • заикание
  • дефектное произношение звуков
  • ребенок произносит слова по слогам, сокращает их
  • у ребенка приступы агрессии или, наоборот, апатии
  • ребенок 2,5 – 3 лет не способен формулировать слова в элементарные предложения
При проявлении подобных признаков нужно как можно скорее отвести малыша на прием к логопеду-дефектологу.
Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных. Подробнее